liftВ настоящее время во многоэтажных домах городов Казахстана (особенно в Астане) большую популярность получают системы расчета за использование лифта через карточку, так называемую LIFT Card.
Со стороны застройщиков домов, КСК и коммунальных служб активно продвигается данная система.
Данная система обосновывается необходимостью гарантии оплаты за лифт, с целью оперативного сбора денег на содержание и ремонт лифтового хозяйства и недопущения задолженности жильцов.
То есть, как обычно, все делается только для удобства коммунальщиков, без учета интересов потребителей - жильцов дома.
А что в действительности? Так уж ли удобна данная система?
С одной стороны несомненно, что задолженности по уплате за лифт при такой системе быть не должно. Хотя система совершенно не прозрачная, карточки продают и пополняют чуть ли не на каждом углу, при этом кто ведет учет, кому уходят деньги, с кем у жильцов договор на обслуживание лифта, какая себестоимость этой услуги, совершенно не известно, да и мало кого волнует. Сама карточка также не содержит необходимой информации, на ней указан только телефон аварийной службы и инструкция использования.
Цена карточки около 800 тенге, пополнение карточки - 600 тенге, при этом максимальное количество на карточке - 100 поездок.
С другой стороны, жильцы многоэтажного дома, не имеющие карточку, и в случае исчерпания количества поездок не могут пользоваться лифтом и вынуждены идти по лестнице. И все бы ничего, если бы дом был 5-ти или 10-ти этажный, а если квартира на 20 или 30 этаже? Если человек физически не в состоянии подниматься по лестнице по причине пожилого возраста или здоровья? Ответов на эти вопросы данная карточная система не дает. В результате человек либо вынужден просить других использовать карточку, либо оплачивать за лифт фактически за месяц вперед.
Не противоречит ли карточная система законодательству Казахстана?
В соответствии с п.10) ст.2 Закона РК «О жилищных отношениях» и Правил предоставления коммунальных услуг в городе Астане, утвержденных Постановлением акимата г.Астаны от 30.04.2015г. №115-638 (далее – Правила) услуги по обслуживанию лифтов в жилых домах относится к коммунальным услугам. 
Согласно п.6 Правил предоставление коммунальных услуг производится на основании индивидуального договора между услугодателем и потребителем, при этом данный договор не может противоречить Правилам, а его содержание согласовывается с антимонопольным органом.
Также обязанность услугодателя заключить с каждым потребителем индивидуальный договор на предоставление услуги усыновлена в пп.2) п.41 Правил. При этом, услугодателю запрещается требовать от потребителя ежемесячной оплаты коммунальных услуг без предоставления на них счета (пп.3) п.43 Правил).
Кроме того, в п.22 Правил установлено, что оплата коммунальных услуг должна производиться потребителем не позднее 25 числа месяца, следующего после расчетного, либо по соглашению между потребителем и услугодателем в сроки, оговоренные в договоре.
Все эти требования законодательства при карточной системе оплаты за лифт не соблюдаются.
Отсюда можно сделать два вывода:
- оплата за лифт должна производиться ежемесячно за прошлый месяц;
- оплата может производиться и в другие сроки, но тогда должен быть заключен письменный договор.
Таким образом, законодательство не предусматривает предоплаты за лифт на месяц вперед, а значит система LIFT Card не соответствует требованиям законодательства без заключения письменного договора с жильцами многоквартирных домов.
Видеоролик по теме:
e-max.it: your social media marketing partner
Яндекс.Метрика