svetЭлектрическая энергия или, как говорят в народе, электричество – это товар, товар который потребитель покупает, а энергоснабжающая компания продает в соответствии с условиями заключенного договора энергоснабжения. 
Понятие договора электроснабжения закреплено в ст.482 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК). 
Данная статья гласит: «по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии». Договор энергоснабжения является к тому же публичным договором (п.2 ст.482 ГК РК). Публичный договор – это договор заключение и существенные условия которого, четко определяются законодательством путем издания типовых договоров, утвержденных Правительством.
Согласно ч.1 ст.488 ГК РК оплата энергии по договору энергоснабжения производится за фактически принятое абонентом количество энергии, определяемое в соответствии с показателями приборов учета.     
Кроме общих норм гражданского законодательства действуют специальные нормы законодательства Республики Казахстан, регулирующие отношения в сфере электроснабжения:     
- Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 588-II «Об электроэнергетике» (далее – Закон);     
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 18 марта 2013 года № 255 «Об утверждении Типового договора электроснабжения» (далее – Типовой договор);     
- Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2000 года №1822 (далее – Правила коммунальных услуг).     
В п.3 ст.18 Закона, говорится, что оплата потребителями за потребленную электрическую энергию производится на основании фактических показателей приборов коммерческого учета. А также пп.4) п.1 ст.19 Закона гласит: «потребитель обязан своевременно оплачивать отпущенную, переданную и потребленную электрическую энергию».     Так как электрическая энергия является одним из видов коммунальных услуг, необходимо учитывать требования Правил предоставления коммунальных услуг, п.18 которых прямо устанавливает, что оплата за коммунальные услуги должна производиться Потребителем не позднее 25 числа месяца, следующего после расчетного (то есть по факту оказанных услуг).     
Согласно п.3 ст.13 Закона энергоснабжающие организации обязаны заключать договор на электроснабжение в соответствии с типовым договором электроснабжения. Типовой договор в п.12, также определяет, что потребитель, являющийся юридическим лицом, производит оплату за потребленную электрическую энергию.     
Кроме того, п.13 Типового договора гласит следующее:
- Порядок расчетов за энергию определяется законодательством или соглашением сторон.     
- Оплата производится потребителем не позднее 25 числа месяца, следующего после расчетного (или по соглашению между потребителем и поставщиком в сроки, которые должны быть оговоренные в договоре).    
Таким образом, все нормативные правовые акты предусматривают оплату за фактически потребленную (отпущенную) потребителям электрическую энергию, что исключает возможность применения в отношениях энергоснабжения предоплаты.
Но как ситуация складывается на практике? Какие условия устанавливаются энергоснабжающими организациями в действительности?     
Как показывает практика, в различных регионах Казахстана имеет место различное понимание единого законодательства нашей страны, различный подход к одинаковым вопросам в идентичных условиях, но общие черты все есть для всех регионов.     
Так, например, общие условия следующие:     
1) население оплачивает электрическую энергию по факту потребления до 25 числа месяца следующего за расчетным, то есть счет за январь необходимо оплатить в срок до 25 февраля;     
2) государственные (бюджетные) предприятия и учреждения также оплачивают электрическую энергию по факту потребления (после окончания расчетного месяца), при этом сроки четко не определены, но оплата также производится в следующем месяце за прошлый месяц.
На этом общие черты порядка оплаты за электроэнергию в различных регионах Казахстана заканчиваются, и начинается расхождение, разночтение, а также иные формы творческих подходов к вопросу.     В отношении оставшейся группы потребителей (частных предприятий, коммерческих юридических лиц) порядок оплаты применяется отличный по сравнению с населением и государственными организациями. Для данной категории потребителей практически повсеместно (за исключением некоторых регионов) в обязательном порядке устанавливается предоплата в размере от 30 до 100 процентов от текущего объема потребления. При этом сроки внесения данной предоплаты также различаются: предоплату необходимо заплатить или до 10 числа текущего расчетного периода или даже еще за 5-10 дней до его начала.     
Таким образом, получается, что в лучшем случае частное предприятие должно заплатить за электроэнергию января до 10 января, или даже в декабре необходимо заплатить за предстоящий январь.     
Возникает резонный вопрос, в чем такая необходимость заставлять платить частные предприятия за месяц вперед? На каком основании энергоснабжающие организации требуют оплатить товар, который не был еще поставлен, который не только не был получен покупателем, но даже не был изготовлен производителем?     
Энергоснабжающие организации объясняют это очень просто:     
1) согласно п.13 Типового договора и ч.2 ст.488 ГК РК порядок расчетов за энергию определяется законодательством или соглашением сторон;     
2) имеет место наличие принципа свободы договора, установленного ст.380 ГК РК;     
3) энергоснабжающим компаниям необходимо осуществить предоплату по своим договорным обязательствам перед третьими лицами.     
Все вышеуказанные основания не выдерживают никакой критики и полностью противоречат законодательству Республики Казахстан, что, кстати, никоим образом не мешает существованию предоплаты за электроэнергию в подавляющем количестве регионов Казахстана при полном попустительстве со стороны уполномоченных государственных органов.     В данной статье предлагается вниманию читателя следующие доводы и обстоятельства, позволяющие сделать вывод о незаконности предоплаты в данной сфере правоотношений.
А именно:     
1) Часть 2 ст.488 ГК РК, на содержание которой основывают свои требования энергетические компании, действительно гласит, что «порядок расчетов за энергию определяется законодательством или соглашением сторон».     Но вместе с тем, необходимо учитывать, что ч.1 ст.488 ГК РК уже определила этот порядок, установив императивно: «Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии, определяемое в соответствии с показателями приборов учета».     Таким образом, для определения по соглашению сторон оставлены иные условия (порядок) оплаты электрической энергии (сроки оплаты после окончания расчётного периода), то есть соглашением сторон можно определить:     - срок оплаты до 25 числа месяца следующего после расчетного или до 30 числа месяца следующего после расчетного или иные сроки, но только после окончания расчетного месяца, то есть по факту потребления электроэнергии;     - порядок оплаты (путем перечисления на банковский счет поставщика или внесения в кассу);     - порядок отсчета срока отведенного для оплаты (в течение 10 банковских дней после выставления окончательного счета-фактуры по окончании расчётного периода или в течение 5-ти банковских дней после получения окончательного счета-фактуры или в иные сроки, но также после окончания расчетного месяца).     Таким образом, законодательство оставляет для определения соглашением сторон те условия оплаты за электрическую энергию, которые не определены законодательством. Это подтверждается также ч.5 ст.387 ГК РК, где говорится, что условия публичного договора, не соответствующие требованиям типового договора не действительны.     
2) Принцип свободы договора, также действительно определен в ст.380 ГК РК, исходя из этого, энергетические компании говорят, что при заключении договора потребитель высказывает свое согласие со всеми его условиями, в том числе с наличием предоплаты и в дальнейшем обязан придерживаться данных условий, невзирая на наличие каких-либо законодательных требований. Это свидетельствует, также об избирательном чтении законодательства или не надлежащем его исполнении. Необходимо учитывать, что энергоснабжающие организации, занимающие доминирующее (монопольное) положение на рынке находятся заведомо в неравных условиях с потребителями электрической энергии, так как потребители фактически не имеют альтернативы поставку электроэнергии и вынуждены заключать с ним договор электроснабжения, даже если не согласны с его условиями.  
Каким образом на практике магазин, завод или иное предприятие могут выразить свое несогласие с условиями договора? Отказаться от его подписания? Нет, тогда объект останется без энергоснабжения. Направить протокол разногласий к договору?
Возможно, но малоэффективно. На все эти протоколы разногласий у энергетиков один ответ: «Мы обязаны устанавливать единые и равные условия для всех потребителей, соответствующей категории, и не можем в данном случае сделать исключение, это будет нарушением законодательства». Это действительно так, Типовой договор так и называется, потому что он единый для всех потребителей.     
Получается что, нет возможности у потребителя возразить энергетической компании, нет у него механизма воздействия на поставщика электроэнергии, соответственно в данных правоотношениях нет принципа равенства сторон, и не может применяться принцип свободы определения условий договора (в части условий оплаты). Именно поэтому договор энергоснабжения является публичным, именно поэтому правительством был утвержден Типовой договор, призванный установить единые условия для всех групп потребителей.     
3) Требование о предоплате за электрическую энергию из-за необходимости осуществления предоплаты по своим обязательствам перед третьими лицами не может быть обоснованным, так как эти отношения не могут влиять на обязанности потребителя, не имеющего договорных обязательств перед данными третьими лицами. После всего вышеизложенного, все же остаётся не понятной действующая ситуация.
У многих могут возникнуть справедливые вопросы:     
- Если все действительно, так как сказано выше, если законодательство четко определяет условия оплаты, почему на деле взимается предоплата?     
- На каком основании права частных коммерческих предприятий ущемляются в сравнении с государственными (бюджетными) организациями?     
- Почему армия чиновников уполномоченных государственных органов не принимает необходимых мер к нарушителям законодательства?     
Видимо, ответ прост: «Тут два варианта: или нет желания или нет возможности».
 
 
Управляющий партнер
Казахстанской лиги юристов
Скаков Ануарбек
e-max.it: your social media marketing partner
Яндекс.Метрика