force de frappeВ соответствии с Законом РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» (далее – Закон) для граждан, проживающих в районах и городах бывшей Семипалатинской области и соответствующих районах Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей, установлены соответствующие льготы и компенсации.

При этом, согласно ст.11 Закона лицам, относящимся к пострадавшим, выдаются удостоверения, подтверждающие право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом (экологическое удостоверение).

Кроме того, в ст.2 Закона установлено, что граждане, выехавшие из указанных районов и городов на другое место жительства, подпадающие под действие Закона и проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются льготами, предусмотренными Законом.

Таким образом, можно сделать вывод, что граждане, имеющие экологическое удостоверение, имеют право на льготы, предусмотренные Законом, вне зависимости от места их фактического проживания (в пределах Республики Казахстан), в том числе право на меры социальной поддержки, установленные в ст.13 Закона (дополнительную оплату труда и дополнительный отпуск).

Вместе с тем, в действительности многие работодатели, в том числе на государственной службе отказывают указанным выше гражданам (переехавшим из регионов, подвергшихся загрязнению вследствие испытаний ядерного оружия) в предоставлении льгот, установленных в ст.13 Закона (дополнительной оплаты труда и дополнительного экологического отпуска), несмотря на предъявление экологического удостоверения и указание норм, установленных в ст.2 Закона.

Отказ в предоставлении льгот объясняется работодателями тем, что согласно ст.13 Закона право на предоставление мер социальной поддержки (льгот) имеет население, проживающее на территориях, указанных в статьях 5, 6, 7, 8, 9 Закона, из чего делается вывод об отсутствии этого права у граждан, переехавших из указанных территорий на другое место жительства.

По нашему мнению, данное мнение является ошибочным и приводит к массовому нарушению прав граждан, имеющих законные льготы.

Так, необходимо учитывать, что статьи 12, 13, 14 и 15 Закона объединены в одну главу «Глава 4. Социальная защита граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне», таким образом, положения всех статей данной главы в полной мере относятся к пострадавшим гражданам, перечисленным в статье 10 Закона, то есть гражданам, имеющим экологическое удостоверение.

Кроме того, необходимо учитывать, что преамбула к Закону гласит: «Испытания ядерного оружия, проводившиеся в течение 40 лет на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, причинили невосполнимый ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, вызвали рост общей заболеваемости и смертности населения. Ликвидация этих последствий требует осуществления комплекса мер по лечению, оздоровлению, социальной защите населения и социально-экономическому развитию территории.».

Таким образом, невозможно применять ст.13 Закона вырвав ее из контекста других норм Закона (ст.2, ст.10 и преамбулы). Исходя из общего смысла Закона можно сделать вывод, что меры социальной поддержки, указанные в ст.13 Закона установлены законодателем с целью оздоровления, реабилитации и социальной защиты пострадавших граждан, вне зависимости их фактического проживания после 1990 года, так как ущерб, причиненный их здоровью в результате многолетних ядерных испытаний, является невосполнимым и не может социальная защита этих лиц, зависеть от места их проживания в настоящее время.

По нашему мнению, лица, пострадавшие от ядерных испытаний, остаются таковыми и после перемены места жительства в пределах всей территории Республики Казахстан, соответственно отказ от предоставления, установленных в ст.13 Закона, льгот является грубым нарушением их прав, и отказ в данных льготах работникам на государственной службе означает отказ государства от установленных в Законе государственных мер социальной защиты населения, которое в течение 40 лет подвергалось воздействию ядерных испытаний.

Для получения официального разъяснения по данному вопросу Казахстанской лигой юристов направлено соответствующее обращение в Генеральную прокуратуру РК и Министерство здравоохранения.

Продолжение темы читаем здесь и здесь.

Управляющий партнер
Казахстанской лиги юристов
Ануарбек Скаков
e-max.it: your social media marketing partner
  •   Национальный банк Республики Казахстан   Относительно незаконности взимания банками платы за выдачу справки о наличии/отсутствии задолженности по кредитам.
  • В соответствии с Законом РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» (далее
  •   Генеральная прокуратура Республики Казахстан   Настоящее открытое обращение направляется в связи с прошедшими в 2014 году изменениями правил
Яндекс.Метрика