investment insights uneven global growthСудебная защита прав инвесторов в Казахстане: факты и перспективы

Все 25 лет независимости Казахстана, со всех трибун постоянно провозглашается политика реализации благоприятного инвестиционного климата в стране, поддержки прямых иностранных инвестиций и защиты прав инвесторов.

Еще в 1998 году был создан Совет иностранных инвесторов, под председательством Президента Республики Казахстан с целью выстраивания грамотной инвестиционной политики и обеспечения экономического развития страны.

Определение термина инвестор в законодательстве Казахстана дано, как это водится, одновременно очень просто и очень замысловато.

Так, п.2 ст.274 Предпринимательского кодекса РК гласит: «Под инвестором понимаются физические и юридические лица, осуществляющие инвестиции в Республике Казахстан.». Получается, под инвестором, понимаются люди, делающие инвестиции – по крайней мере логично, возразить тут сложно.

Попробуем понять тогда, что такое инвестиции: «Инвестициями являются все виды имущества (кроме товаров, предназначенных для личного потребления), включая предметы финансового лизинга с момента заключения договора лизинга, а также права на них, вкладываемые инвестором в уставный капитал юридического лица или увеличение фиксированных активов, используемых для предпринимательской деятельности, а также для реализации проекта государственно-частного партнерства, в том числе концессионного проекта.» (п.1 ст.274 Предпринимательского кодекса РК).

Финансовый лизинг, финансовые активы, концессионный проект, для изучения значения этих терминов необходимо вагон терпения и, как минимум, два высших образования. Договоримся, между собой, просто: Инвестор (не путать со спонсором) – это лицо, которое вкладывает свои деньги (или имущество) в прибыльное дело (строительство завода, открытие магазина или для оказания каких-либо услуг).

2Естественно, если кто-то вкладывает деньги, он ожидает получение прибыли (путь даже в долгосрочной перспективе), стабильность условий работы и гарантии защиты своих прав.

Одной из таких гарантий является судебная защита прав инвесторов, рассмотрим этот момент более подробно.

Особого внимания заслуживает тот факт, что с января 2016 года в Верховном Суде РК действует отдельное производство по инвестиционным спорам, правда только для крупных инвесторов (размер инвестиций которых превысил 4 млрд. тенге). Для рассмотрения таких споров в Верховном Суде РК создана специализированная коллегия из судей, имеющих необходимую квалификацию.

СоветОдновременно в Верховном Суде образован Международный совет из 12 авторитетных зарубежных и казахстанских юристов и ученых, специализирующихся в сфере инвестиционной деятельности.

Это означает, что если раньше инвесторы по своим спорам с государством обращались в региональные экономические суды (СМЭС – специализированный межрайонный экономический суд города или области), то теперь крупный инвестор, для защиты своих прав от незаконных действий государственных органов, сразу обращается в Верховный Суд РК.

Остальные (некрупные) инвесторы Казахстана теперь разрешают свои споры в Суде города Астаны, где рассмотрением этих дел занимаются судьи, имеющие необходимую специализацию. Это обеспечивает независимость и объективность судопроизводства, а также позволяет избежать возможных проявлений административного давления со стороны местных органов государственной власти, которые являются стороной в споре.

Что это дает инвесторам и в чем отличие от прежней системы?

В первую очередь, необходимо понимать, что не любой спор с участием инвестора является инвестиционным.

Инвестиционный спор – это спор только между инвестором и государством (например, в сфере недропользования, налогообложения, охраны окружающей среды, защиты конкуренции, таможенного оформления и т.д.).

Непосредственное рассмотрение инвестиционного спора в Верховном Суде призвано обеспечить оперативное и качественное рассмотрение дела, так как указанные выше сферы деятельности требуют высокой квалификации судей и наличие профильных специальных знаний не только в сфере юриспруденции, но и соответствующей отрасли хозяйственной деятельности.

Эффективность новой системы подтверждается на практике.

4Так в апреле 2016 года Специализированной судебной коллегией Верховного Суда РК было рассмотрено исковое заявление ТОО «Жаикмунай» против Департамента государственных доходов Западно-Казахстанской области о признании незаконным и отмене уведомления о доначислении налогов по результатам налоговой проверки от 31.12.2015г. ТОО «Жаикмунай» добывает углеводородное сырье на основании Контракта от 31 октября 1997 года на Чинаревском нефтегазоконденсатном месторождении в Западно-Казахстанской области.

Основанием для доначисления налогов послужило то, что ТОО «Жаикмунай» были отнесены на вычеты расходы по строительству в общей сумме свыше 4 млрд тенге. По мнению налоговых органов, ТОО «Жаикмунай» не имело на это право. Но, Верховным Судом было установлено, что Контракт и налоговое законодательство, действовавшее на момент заключения инвестиционного Контракта, дает инвестору право относить на вычеты расходы по строительству в качестве инвестиционной льготы с целью обновления производственных мощностей.

Верховный Суд, рассмотрев данный спор, признал незаконным и отменил результаты налоговой проверки по доначислению корпоративного подоходного налога и пени. Интересы инвестора (ТОО «Жаикмунай») были защищены на общую сумму около 1,3 млрд тенге. По мимо этого, Верховный Суд вынес также Частное определение лично в адрес председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК о недопустимости нарушений прав инвесторов и норм законодательства при проведении налоговых проверок.

(Всего за первое полугодие 2016 года в специализированную судебную коллегию Верховного Суда поступило 14 заявлений от крупных инвесторов. В том числе: 8 заявлений поступило из Западно-Казахстанской области, 2 – Алматинской, 3 – Магистауской, 1- Актюбинской.)

Перспективы:

По данным Инвестиционного омбудсмена, за последние годы в Казахстан пришли более 30 транснациональных компаний (ТНК). В этом году, планируется реинвестировать 9 ТНК. Министерство по инвестициям и развитию РК в настоящее время активно прорабатывает более 200 проектов с участием малых и средних инвесторов, сообщил глава ведомства.

Как видно из отчетов уполномоченных лиц, количество инвестиционных проектов и объем иностранных инвестиций увеличивается ежегодно, при этом также стабильно увеличивается и количество инвестиционных споров. Наиболее часто инвесторы сталкиваются с проблемными вопросами налогового, таможенного, антимонопольного законодательства, а также в сфере земельных отношений и лицензирования.

При таком масштабе участия иностранного капитала со стороны государства было решено принять кардинальные, можно даже сказать революционные меры по изменению порядка рассмотрения инвестиционных споров, взяв за основу самый передовой мировой опыт в данной сфере.

Так 7 декабря 2015 года был принят Конституционный Закон РК «О международном финансовом центре Астана» (далее – Закон).

5Международный финансовый центр «Астана» (далее - МФЦ «Астана») или на английском языке - Astana International Financial Centre (AIFC) является фактически налоговым и экономическим раем для субъектов бизнеса, учитывая, что:

- участники Центра до 1 января 2066 года освобождаются от уплаты корпоративного подоходного налога по доходам, полученным от оказания на территории МФЦ «Астана», а также юридических, аудиторских, бухгалтерских, консалтинговых услуг;

- иностранцы, работающие в МФЦ «Астана», до 1 января 2066 года освобождаются от уплаты индивидуального подоходного налога по доходам от деятельности в Центре по трудовому договору;

- органы и участники МФЦ «Астана», оказывающие услуги, предусмотренные Законом, освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога по объектам, расположенным на территории Центра.

Помимо этого, что на территории МФЦ «Астана» частично отменяется действие законодательства Республики Казахстан. Действующие на территории центра правила будут основаны на принципах права Англии и Уэльса и стандартах мировых финансовых центров (например, Dubai International Financial Centre - DIFC). Орган управления центром наделяется правом принимать нормативные акты, которые будут регулировать гражданско-правовые, гражданско-процессуальные отношения, финансовые отношения и административные процедуры, возникающие между участниками Центра, органами Центра и их работниками (ст.4 Закона).

В рамках данного закона предусмотрено также создание отдельного суда для рассмотрения дел участников финансового центра. Суд Центра провозглашается независимым в своей деятельности и не входит в судебную систему Республики Казахстан.

Официальным языком Центра будет является английский язык, используемый во всех регулируемых Центром сферах общественных отношений на всей территории Центра. Судопроизводство и совершение сделок в МФЦ «Астана» планируется осуществлять также на английском языке, по заявлению сторон с переводом на казахский или русский язык (ст.19-20 Закона).

Осуществление судопроизводства на английском языке обусловлено необходимостью создания благоприятных условий для иностранных инвесторов и закрепления международного уровня AIFC.

Таким образом, можно констатировать, что перспективы развития системы судебной защиты прав инвесторов в Казахстане представляют собой масштабные мероприятия, затрагивающие и юридическую и экономическую составляющую данных правоотношений, так как именно судебная защита прав инвесторов обеспечивает надлежащие условия для развития рынка капитала и привлечения новых финансовых технологий в страну.

Источник: elawkz.yvision.kz


e-max.it: your social media marketing partner
Яндекс.Метрика